Продолжаю писать о своих наблюдениях.
Меня очень вдохновляют моменты, когда на занятиях проговаривается что-то важное, полезное и находит отклик в душе ученика.
На днях я работала с одной из своих учениц с верхним регистром.
Очень многие испытывают дискомфорт или даже страх, связанный с исполнением высоких нот.
Как ни странно, особенно часто это случается тогда, когда человек учился или даже окончил музыкальную школу, ходил на хор и так далее.
Основная задача в этом случае — это снять напряжение или даже спазм в горле. Сложность заключается в том, что этот спазм имеет бессознательную природу (то есть происходит сам собой). И часто связан с негативным опытом. Думаю, случаи, когда взять ту или иную ноту не получилось или получилось не так, как хотелось, случались практически у всех. Это прямой музыкальный опыт. Кроме того, можно также выделить косвенный опыт — обычный жизненный багаж, виляющий на музыкальные данные косвенным образом.
Например.
Вам довелось услышать что-то обидное в свой адрес от близкого человека, но «выпустить пар» не было возможности. Обычно такое состояние ощущается как ком в горле. Это не субъективные ощущения. Это реальный спазм. Если Вы в такой ситуации пробовали что-либо сказать (даже просто ответить на вопрос: почему ты такой/такая пасмурная, что случилось) — обычно это не выходило: совсем или почти совсем. Было ощущение, что справиться с голосом нет никакой возможности. Ком мешал и голос не слушался.
Так негативный опыт отпечатывается в виде мышечной памяти. И тогда вместо свободного звучания мы получаем петухи, сип-хрип и тому подобное. Это не отсутствие голоса. Это просто помехи, не дающие природному, свободному голосу раскрыться.
Зато когда удаётся найти правильную эмоцию (а с ней и нужное движение, например, взмах руки), то и голос начинает слушаться (потому как взмах руки у нас плавный, ровный, свободный, поэтому и голосу зажиматься неудобно). Более того: мы приобретаем новый эмоциональный опыт и закрепляем его в звуке. То есть, если однажды в сложной ситуации мы не могли отстоять себя, свою свободу (например, не сказали «нет», «отвяжись» и т.п. в силу природной скромности и вежливости), то это не значит, что и дальше будем страдать из-за недостаточно крепкого внутреннего стержня. В новом звуке мы как раз и приобретаем новый опыт, усиливаем нужные и искомые качества характера. Теперь наряду с негативным опытом у нас появляется позитивный. И в следующий раз у нас уже будет выбор, как поступить.
Таким образом пение не только приносит удовольствие, но и потихоньку меняет нашу жизнь.

 

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ