Научиться петь красиво может каждый!

Сегодня был удивительный день.

Я провела 3 занятия.
Два из них были просто фееричными.
Первое началось внезапно, так как я, поглощённая работой, не заметила, как пришло обозначенное время начала урока. Поэтому звонок ученика застал меня в пути, в рабочем процессе. Дальше эмоции не успели улечься, так как я озадачилась поиском свободной (от студенческих занятий) аудитории. Это такая местная забава нашей «Школы для взрослых» — называется «Охота на свободную аудиторию». И случилось нам в этот раз пойти в аудиторию индивидуальных занятий, поэтому я предупредила своего ученика, что нас могут прервать в любой момент. Поэтому настрой на занятий был довольно боевой и не без адреналина.
Здесь мне следует сделать небольшое отступление.
Так сложилось, что индивидуально с молодыми людьми мне случалось заниматься гораздо меньше, чем представительницами своего пола. Не то, чтобы у меня были на этот счёт какие-либо предубеждения… Ограничимся многозначительным «Случайности не случайны»…
В процессе обучения вокалу немаловажную роль играют сравнения, образы. Они помогают избежать длительных и развёрнутых объяснений при поиске нужного звука или мышечных ощущений. И сегодня у меня случился небольшой инсайт.
Как объяснить доходчиво и убедительно молодому человеку то, что не нужно на звук давить? Как снять напряжение с горла, связок, настроить на бережное отношение к своему голосовому аппарату, не отнимая у него ощущение мужественности?
И я нашла правильный образ. В работе с дамами я часто прибегаю к образу кошечки или котёнка (образы животных и детей очень помогают при поиске телесной свободы и творческом раскрепощении). И тут я нашла адекватный аналог. Я привела в пример царственного, солидного и спокойного льва. А состояние излишнего напряжения в горле соотнесла с образом гиены, которая естественно более напряжена, суетлива и мелочна… (эмоциональным наполнением этих образов я конечно обязана бесценной истории о Маугли…) Итак, образ льва (при необходимости довольно развёрнутый) помог объединить мышечное ощущение мягкости, пластики с эмоциональными дополнениями спокойствия, уверенности, что в сумме объединилось в центральном качестве-установке «солидность», которое уже дало хорошие ключики к правильному звукообразованию. В результате мы к концу занятия вышли на работу с переходными нотами (между нижним и верхним регистром), постановка которых является одной из самых сложный и коварных задач в обучении вокалу, особенно при работе с мужчинами. Решение этой проблемы не только требует немалого мастерства от педагога, но и времени. А мы нашли нужный звук уже сегодня! Не горловое звучание, не фальцет, а мягкий, полноценный, действительно «прикрытый» (этот приём так и называется – «прикрытие») звук. Когда и горло не болит и голос естественный. А занимаемся мы всего второй раз!
Вот!
Второе занятие, порадовавшее меня, было тоже любопытным.
Я занималась с девушкой, которая уже работала с педагогом по вокалу в рамках джазового направления. Но осталась с ощущением недопонимания.
Меня очень радует, когда ученик доволен обнаружением небольших особенностей координации, ведущих к ограничению вокальных возможностей. То есть, когда человек не смущается, что у него что-то идёт не так, как хочется, а радуется тому, что узнал ПОЧЕМУ это происходит. Ведь осознание причины открывает возможность улучшения, роста и совершенствования. Иными словами: нашли преграду, мешающую петь красиво и свободно – устранили и – красота! Результат на лицо. Не всегда конечно результат возможен на этом же занятии (всё зависит от глубины проблемы). Но он возможен! И этот звук, который может не очень нравиться, смущать и т.п. – это не приговор!
Таким образом в процессе постижения механизмов, влияющих на звучание голоса и открытии рецептов, позволяющих ему звучать свободно, естественно и одинаково на всём диапазоне, мы провели весь урок. Увлекательное, надо сказать, занятие. Ученица осталось в полном восторге и предложила в следующий раз провести два урока сразу, так как мы закончили как раз в том состоянии, когда стало получаться, когда понимаешь, что нужно делать и как, и хочется петь и петь…
Так что, судя по всему, продолжение следует!…
Всегда ваша, Ю.А.

Мы можем всё

Сегодня я хочу рассказать историю своей подруги.
При знакомстве она выглядела довольно сдержанной, даже немного стеснительной. Меня тогда поразило сочетание природной красоты (правильные черты лица, пропорциональное тело и т.д.) и предельной сдержанности, переходящей в скованность.
В разговоре (я тогда уже активно пела и выступала) она призналась, что любит слушать, как поют другие, но сама не решается, так как знает, что у неё не получится. Дело в том, что в детстве она, как и многие занималась в музыкальной школе, где ей сказали, что у неё нет слуха. Так она и жила до нашего знакомства с этим убеждением. Тогда я предложила ей походить на наши групповые занятия по пению для взрослых, рассказывая о том, что в большинстве случаев, когда говорят об отсутствии музыкального слуха, на самом деле речь идёт о неправильной координации (между слухом и голосом).
Она позанималась в нашей группе около одного-двух месяцев, не больше. После этого я перестала её видеть на занятиях. Волнения или какого-либо беспокойства это у меня не вызвало: мало ли какие события могут произойти в жизни человека, какие дела появиться?.. Через некоторое время учительница, с которой мы вели занятия (которая меня, кстати, и научила этой методике, позволяющей научить петь практически любого), рассказала, с чем связано отсутствие нашей героини на занятиях. Дело не в том, что занятия перестали ей нравится. Просто она получила то, что хотела. Это связано с изменением взглядов на свои возможности, которое произошло за время занятий. «Я поняла, — сказала моя подруга, — что МЫ МОЖЕМ ВСЁ, для этого необходимо три вещи:
1) желание достигнуть того, что хочется,
2) время для достижения,
3) найти человека, который этому научит».
Таки образом, подтвердился мой вывод, сделанный в процессе моего освоения этой методики вокального развития: Если кто-то из ваших учителей говорит, что вы не талантливы, не верьте. Дело тут не в вашем таланте. Скорее всего, просто именно этот педагог не видит, как можно вам помочь. Значит, нужно просто найти своего учителя.
Верьте в себя и пусть у вас всё получится!
Всегда ваша, Ю.А.